Удаление шума в записях

 

Предлагаю вашему вниманию пособие по удалению шума в записях оцифрованных с кассет.

Этот же курс будет полезен при работе с оцифровкой видео, т.к. звук фильмов также требует чистки.

 

Прошу быть снисходительными к моим советам

 

Часто у нас возникает желание иметь записи с аудио кассет в цифровом виде для прослушивания на компьютере, выкладывания звуковых файлов в Интернете, прослушивания в mp3-CD плеере и т.д. - но нет никакого представления как работать с цифровым звуком.

 

Предлагаю вашему вниманию пошаговый курс, показывающий как очистить оцифрованные с аудио кассет записи от фонового шума.

 

Чтобы понять принцип предстоящей работы нам понадобиться немного теории.

 

Давайте рассмотрим наглядный пример:

На рисунке мы видим пейзаж: деревья и цветы, которые закрывает высокая трава.

В нашем случае деревья и цветы - это полезный сигнал, например пение, а трава - фоновый шум ленты и записи, который мешает нам и требует удаления.

 

Чтобы удалить этот шум, мы выделяем фрагмент "идеального шума" в паузе - до или после пения

Этим выделенным образцом шума мы вычитаем из всего файла, содержащего и шум и полезный сигнал

 

В результате весь шум отфильтровывается и у нас получается чистый звуковой файл без шума.

 

 

Что потребуется для работы:

 

Аудио оборудование:

Для оцифровки звука с аудио кассет вам понадобится любая более-менее приличная кассетная дека от 100 долларов.

Магнитолы любого вида категорически не подходят.

Кабель для соединения - любой приличный покупной.

 

Программное обеспечение:

Для работы вам понадобится установить на компьютере редактор звука CoolEdit Pro 1.2 либо CoolEdit Pro 2.0 (Adobe Audition).

Это лучший аудио редактор при операциях по редактированию/чистке звука.

- CoolEdit Pro 1.2 менее требовательный к ресурсам компьютера

- CoolEdit Pro 2.0. (теперь Adobe Audition) требует самое современное оборудование, поддерживает многопроцессорное оборудование, позволяет работать с 2 мониторами

 

 

Компьютерное оборудование:

Минимальные требования к компьютеру для работы со звуком:

Процессор: Pentium с частотой от 400 Mhz (желательно от 1-2 Hhz)

Оперативная память (RAM) от 128 Mb (желательно от 256 Mb)

Звуковая карта: SoundBlaster Live либо SoundBlaster Audigy/ Audigy2 (желательно с выкидным разъёмом "колокольчики")

Видеокарта: с объёмом видеопамяти от 4-8 Мб, с аппаратной поддержкой DirectX 8 (желательно 64 Mb)

Жёсткий диск - объём в зависимости от заданной задачи (желательно IBM DeskStar, 80-100 Gb, UDMA 100)

Монитор - от 15 дюймов (желательно 17-19 дюймов)

Мышь (желательно иметь мышь с колесом прокрутки)

 

Запись:

Перемотайте кассету "туда" и "обратно" для снятия статического напряжения.

В выключенном виде (дека) - соедините аудио кабелем (колокольчики) выход вашей деки со входом звуковой карты.

Возможно вам понадобится переходник с колокольчиков (дека) - на мини-джек (вход звуковой карты)

Особенно проверьте ваш кабель - не "фонит" ли он (нет ли гула).

В Cool Edit'е создайте новый файл: File à New

В параметрах укажите: Sample Rate: 44100; Channels: Stereo; Resolution: 16 Bit

 

Отрегулируйте уровень записи:

Включите деку на воспроизведение, Cool Edit - на запись (красная кнопка) и в микшере Windows методом подгонки отрегулируйте громкость входного сигнала (Line In) таким образом, чтобы максимально громкий сигнал не выходил за пределы -3 -2 dB и не в коем случае не было клипов (зашкаливаний). Протестируйте уровень громкости на нескольких фрагментах, перематывая кассету вперёд, непрерывно ведя запись. Параллельно таким образом вы "прогреете" звуком аудио кабель дав ему поработать несколько минут, т.к. звук у "неразогретого" кабеля хуже.

Подобрав нужный уровень звука, начинайте запись кассеты:

Закройте тестовый файл, создайте новый. Перемотайте кассету на начало и начинайте писать.

Менять уровень громкости входного сигнала во время записи ни в коем случае нельзя!

Окончив запись, сохраните файл в формат Microsoft ADPCM. В свойствах формата укажите: Small (High Quality).

Так же продолжаем запись, открыв новый файл оцифровывая другую сторону кассеты.

Советую вам сначала оцифровать несколько кассет, а потом приступать к редактированию оцифрованного.

 

Удаление шума/ Редактирование:

Итак, открываем предварительно записанный файл (Fileà Open)

CoolEdit имеет 2 вида просмотра файла: просмотр волны и просмотр спектрограммы

 

Режим просмотра волны

 

Режим просмотра спектрограммы

 

Обычный вид волны в комментариях не нуждается.

Спектрограмма представляет из себя "цветной рентген" звука и позволяет наглядно видеть звуковые частоты.

 

Итак, файл открыт. Что дальше?

Начинаем слушать его (проигрывание и остановка включается пробелом, либо с панели управления - слева, внизу)

Место прослушивания выставляется мышью.

При прослушивании материала, оцифрованного с кассеты мы обнаруживаем сильный фоновый шум, который нам нужно удалить.


В CoolEdit функция удаления шума прекрасно реализована.

Нам необходимо найти на записи фрагмент с тишиной (в начале, либо в конце).

 

В нашем случае - это песня, мы выбрали её конец, где есть нужный нам фрагмент где есть фоновый шум, но нет пения.

 

Мышью выделяем фрагмент в конце записи и увеличиваем его для более детального изучения.

 

В панели увеличения, выбор увеличения для выделенного фрагмента - левый нижний

 

Здесь мы видим в спектральном виде, увеличено - конец песни, потом идёт пауза и далее щелчок (высокая тонкая линия)

Нам нужно увеличить фрагмент от самого окончания песни до щелчка включительно.

 

Выделяем и увеличиваем нужный участок ещё крупнее

 

Увеличенный фрагмент - конец песни, пауза с фоновым шумом и щелчок

 

Выделяем наиболее однородный фрагмент паузы

 

Теперь мы приступаем к забору "идеального" фонового сигнала:

Меню: Transform à Noise Reduction à Noise Reduction

 

Нажимаем кнопку: "Взять Образец из Выделения" (Get Profile from Selection)

Образец "идеального" шума взят. Теперь можно его сохранить для дальнейшей работы (Save Profile) либо просто закрыть окно (Close).

Примечание: Не нажимайте кнопку "Отмена" (Cancel) иначе профайл (образец) не будет взят.

 

Теперь нам нужно сделать тест работы этого фильтра.

Закрываем окно взятия профайла, выделяем тестовый фрагмент, содержащий и шум в чистом виде и также полезный сигнал.

Пробный фрагмент выбран. Теперь проверим на нём работу выбранного "идеального" образца шума:

Снова идём в меню: Transform à Noise Reduction à Noise Reduction.

Применяем заранее взятый нами профайл взятого шума на выбранный тестовый фрагмент.

 

Если фрагмент шума был выбран верно, шум в паузе должен удалиться на 100%, а полезный сигнал будет звучать без искажений.

 

Смотрим результат:

Выглядит очень неплохо! Шум в паузе удалился, полезный сигнал не пострадал.

Примечание: Тестовый фрагмент можно делать любого размера, более большего размера, чем в пробе у меня.

 

Но этого теста не достаточно. Нужно быть уверенным, что результат будет одинаково хорошим и в начале файла, как и в конце. Сделаем ещё один тест на начале файла:

 

Переходим к общему просмотру файла в режиме просмотра волны (так быстрее)

(верхний ряд кнопок)

 

Кнопка "вид всего файла" указана зелёным

 

Кнопки "к началу файла" и "к концу файла" указаны красным.

 

Выделяем начало и увеличиваем фрагмент:

 

Переключаемся в режим просмотра спектра

 

Выделяем начало более детально и увеличиваем ещё

 

Выбранный увеличенный фрагмент начала песни.

 

Теперь мы выделяем фрагмент для прикидки качества фильтра уже в начале песни

 

Выполняем тестовую фильтрацию тем же профайлом в начале песни:

меню: Transform à Noise Reduction à Noise Reduction..

Результат выполнения второго теста оказывается тоже хорошим!

Взятый нами образец шума в паузе в конце песни хорошо работает и в начале и в конце.

 

Теперь мы можем сделать вывод, что этим профайлом мы можем теперь отфильтровать всю песню.

 

Берёмся за работу:

Переключаемся в режим просмотра волны, выбираем вид просмотра всего файла

 

Выбираем меню: Transform à Noise Reduction à Noise Reduction

и ждём окончания обработки:

 

Обработка закончилась. Посмотрим на результат:

Переключаемся в режим просмотра спектра:

Картина выглядит очень симпатичной!

Давайте теперь послушаем - в начале, в середине, в конце.

Звук песни после обработки не должен иметь никаких слышимых неприятных искажений или призвуков.

Но нет, результат прослушивания оказывается отличным.

Отрезаем щелчки и лишнее пустое место в начале и конце файла, сохраняем в нужном нам формате (например в mp3) и работа закончена!

 

 

 

Данная статья не претендует на полноту в виду отсутствия свободного времени на освещения многочисленных аспектов по работе со звуком.

 

По всем возникающим вопросам, пожалуйста обращайтесь:

1234567@mail.ru

 

С уважением,

Во Христе

Муравьёв Андрей

СПб

Rambler's Top100
Мы рекомендуем:
Курсы, Семинары, Обучение: Интернет-маркетинг, Продвижение сайтов - Success Center, Санкт-Петербург
Hosted by uCoz